футбольные клубы

РАЗНЫЕ СУДЬБЫ СВЕРСТНИКОВ



Ну, никак мне не верится, что Мише Гершковичу и Жоре Ярцеву уже стукнуло по 70 лет. Неужели не верится потому, что они моложе меня? Но ведь не на много – меньше, чем на десять лет, а это одно и то же футбольное поколение. Конечно, немало мастеров, которые играют по полтора и даже по два десятилетия, однако это все же исключения, так что в среднем поколение в футболе исчисляется десятью годами. В жизни, к слову, поколение принято исчислять двадцать пятью годами, средним детородным возрастом мужчин и женщин, в футболе же спустя пятнадцать лет по завершении карьеры игрока человек уже успевает проявить себя по-настоящему в иной деятельности, причем вовсе не обязательно в тренерской.

И все-таки странно, что не могу поверить: моим добрым товарищам, с которыми столько воспоминаний связано за долгие десятилетия, вполне логично достигнуть такого зрелого возраста! Причем если с Мишей мы близко познакомились, когда ему было лишь восемнадцать, так что память сохранила его юношей, то вот с Жорой по-настоящему сблизились уже в разгаре его тренерской деятельности, он приближался к пятидесятилетию – и чего ж теперь удивляться его семидесятилетнему юбилею!

Однако какими же разными были футбольные судьбы двух сверстников, еще и родившихся в апреле с интервалом лишь в десять дней. Миша ярко заиграл в «Локомотиве» (1966) уже восемнадцатилетним, когда тогдашний тренер команды Константин Иванович Бесков создал прекрасный дуэт форвардов Гершкович – Козлов. С Володей Козловым и в сборной СССР дебютировал Миша: в 1968 году, когда после чемпионата Европы их пригласил решивший омолодить главную команду страны ее тренер Михаил Иосифович Якушин.

А Жора самые продуктивные молодые годы провел в командах низших дивизионов, правда, в чемпионском сезоне ЦСКА (1970) с мая по август находился в этой команде, но так ни разу и не сыграл. Так что лишь 29-летним он попал в «Спартак», который тогда боролся за возвращение в класс сильнейших, и Жора внес огромный вклад в это самое возвращение. А кто же тогда пригласил его в московский «Спартак» из «Спартака» костромского? Вот оно совпадение судеб сверстников: пригласил его именно Бесков. Но если из «Локомотива» этот прекрасный тренер был вскоре уволен, из-за чего распался и дуэт Гершкович – Козлов, то «Спартак» спустя год после возвращения стал чемпионом страны (1979), а Жора еще за год до этого уже был лучшим бомбардиром высшей лиги (1978), заметьте, в своем первом же сезоне выступления в ней, и золотую медаль получил в 31 год.

После увольнения из «Локомотива» Бесков принял «Динамо» (1967), за ним последовал в эту команду Козлов, Гершкович же перешел в «Торпедо», где судьба свела его с великими торпедовцами – Валей Ивановым, который уже был главным тренером, и Эдиком Стрельцовым, чьим партнером по нападению и стал юный Миша. Именно благодарю Эдику он начал гораздо лучше играть в пас, благодаря чему по сей день считается одним из лучших форвардов страны конца 60-х – начала 70-х годов (как сказано в «Энциклопедии»). Индивидуальным же мастерством он отличался еще в знаменитой московской ФШМ, и до сих пор у меня перед глазами фотография, на которой мальчик Миша сидит на коленях у Льва Ивановича Яшина. Великий вратарь посетил матч детских команд и самого яркого нападающего, конечно, заметил. 

А вскоре судьба вновь свела Гершковича с Бесковым, когда Миша перешел из «Торпедо» в «Динамо» в 1972 году и сразу стал финалистом Кубка кубков, куда команда вышла под руководством Бескова. Начальником команды был тогда Яшин (еще один зигзаг судьбы). Чемпионом же СССР (1976, весна) и обладателем Кубка (1977) Миша стал вместе с динамовцами под руководством уже Александра Александровича Севидова. Но Кубок страны он подержал в руках еще в «Торпедо» (1968). 

Ярцев же дебютировал в сборной СССР в том самом сезоне, когда стал лучшим бомбардиром чемпионата страны (1978), а пригласил его в сборную ее тогдашний тренер Никита Павлович Симонян. Но ведь было Жоре уже 30 лет, потому и довелось ему провести в составе сборной лишь пять матчей. Впрочем, и Гершкович в составе сборной сыграл лишь десять раз, забив три гола. Зато еще 18-летним в составе юношеской сборной Миша был победителем турнира УЕФА (так в 1966-м назывался чемпионат Европы среди юношей).

Я уже упоминал, что с Жорой мы по-настоящему сблизились в 1996-м, когда он привел «Спартак» к победе в чемпионате России. Немногие тогда ожидали этого: команду покинули несколько ведущих игроков, а ее многолетний тренер возглавил сборную страны. Ярцев же не только омолодил состав, но и выиграл с этими молодыми футболистами главный турнир. Однако возглавлял спартаковцев он лишь на протяжении одного сезона. Так же недолго работал главным тренером «Динамо» (два сезона) и «Торпедо» (один сезон). Чуть меньше двух лет был Жора и главным тренером сборной России, пробился с ней в финальный турнир чемпионата Европы в Португалии (2004), где она из группы не вышла.

Зато именно в 1996-м мы часто встречались в пресс-центре на матчах чемпионата Европы в Англии. Никогда не забуду его четкие, точные, глубокие оценки происходящего. Например, об одной известной команде, которую возглавлял маститый тренер, он сказал так: «Тренер дал такие задания своим полузащитникам, что они оказались словно в тесной комнатушке, где им пришлось едва ли не толкаться локтями». Как же это образно и верно по существу!

И все-таки должен признать, что в целом тренерские карьеры Ярцева и Гершковича (Миша какое-то время возглавлял олимпийскую и молодежную сборную России) не удались. Но разве только у них?! Есть множество прекрасных мастеров и ярчайших звезд, которые так и не стали знаменитыми тренерами. И что из того? Зато оба юбиляра прекрасно проявляли и сейчас проявляют себя в роли организаторов футбольного дела. В том числе, кстати, и дела тренерского. Мастерами атаки они навсегда остались в истории отечественного футбола! А их организаторские способности нам еще не раз предстоит оценивать. 

Есть, кстати, у обоих юбиляров и еще один замечательный дар – они умеют по-настоящему дружить! У меня, к счастью, была возможность оценить это, хотя случались у нас и размолвки. Но очень важно, между прочим, понимать, что такой дар – способность искренне дружить – далеко не каждому дается природой…

Валерий ВИНОКУРОВ